Публикации

О модернизации электровозов АМ8Д И 2АМ8Д в ходе капитального ремонта

Уголь Украины №4 2007 стр. 23-24

В. Л. Дебелый, канд. техн. наук

(ГОАО “Трест “Донецкшахтостроймонтаж”)

Л.Л. Дебелый, инж.

(ЧАО ПКФ “Амплитуда”)


Аккумуляторные электровозы как один из основных типов рудничных локомотивов составляют около 80% парка электровозов на шахтах Украины. В связи с дальнейшим углублением шахт ожидается увеличение удельного веса именно аккумуляторных электровозов в исполнении “рудничное взрывобезопасное”, предназначенных для использования в шахтах, опасных по газу и пыли.

Электровозы АМ8Д и 2АМ8Д конструктивно не удовлетворяют ряду требований ГОСТ 12.2.112—86 “ССТБ. Транспорт рудничный электровозный. Общие требования к подвижному составу” и НАОП 1.1.30—7.01—82 “Временные требования безопасности к основному горно-транспортному оборудованию для угольных и сланцевых шахт”, утвержденных Минуглепромом 5 июля 1982 г., и их эксплуатация приводит к повышенному травматизму на транспорте. Детальный анализ травматизма на рудничном транспорте выявил некоторые закономерности, вызванные несовершенством технических средств, обеспечивающих безопасную эксплуатацию, и нарушением инструкций по безопасности машинистами.

Основные причины, повлекшие за собой различного вида травмы горнорабочих, по данным МакНИИ: отсутствие скоростемеров на электровозах (около 11% всех несчастных случаев на шахтном рельсовом транспорте); управление электровозом машинистом, находящимся вне кабины (около 7,3%); неудовлетворительный обзор из кабины (около 5,5%); отсутствие средств связи и сигнализации (около 4,6%); недостаточная освещенность выработки (3,9%).

Технически грамотное конструирование средств рудничного транспорта, эффективная организация работ и соблюдение условий техники безопасности позволят минимизировать опасность травматизма, обусловленного работой всех элементов, связанных с движением. Параметры безопасности электровоза при конструировании могут быть достигнуты за счет разработки и применения специальных защитных устройств, правильного выбора технологических узлов и деталей.

Необходимым условием безопасной эксплуатации локомотивного транспорта является, с одной стороны, использование предохранительных устройств, путевой сигнализации и средств связи, а с другой — соблюдение заданных режимов движения, своевременное проведение ремонтов, проверок и профилактических осмотров.

В результате работы, выполненной с учетом приведенных требований и рекомендаций МакНИИ, на предприятии ЧАО ПКФ “Амплитуда” разработаны и внедрены новые конструкторские решения в области производства рудничного транспорта. Они наряду с профессиональным отношением коллектива к работе обеспечивают высокое качество выпускаемой продукции.

С 2004 г. предприятие приступило к серийному выпуску аккумуляторных электровозов АРП8Т и 2АРП8Т, обладающих значительными преимуществами по сравнению с морально устаревшими и несоответствующими по ряду пунктов требованиям ГОСТа и НАОП моделями АМ8Д и 2АМ8Д.

Конструкция электровозов АРП8Т и 2АРП8Т удовлетворяет требованиям ГОСТ 12.2.112—86 в части эксплуатационной безопасности и позволяет снизить риск травматизма на шахтном транспорте. Так, для устранения нарушения п. 2.22 ГОСТ 12.2.112—86 разработана и применена кабина с крышей, сиденьем для стажера и безопасными стеклами для оконных проемов, что снизило риск травмирования как при обрушении породы, так и при задевании выступающими предметами (трубопровод, кабели, висящие куски породы и др.) в откаточной выработке. В качестве устройства для отображения информации создан и успешно применяется скоростемер СР, позволяющий определять скорость движения аккумуляторных электровозов и пройденный ими путь. Электровоз может быть снабжен системой освещения с переключением света фар с ближнего на дальний, а также с белого на красный при изменении направления движения, что способствует увеличению зоны предельной видимости и дает машинисту запас времени на реакцию при возникновении нештатной ситуации. Данное техническое решение привело к устранению нарушения п. 4.6 ГОСТ 12.2.112—86. Импульсный преобразователь напряжения ИПН, предназначенный для питания ламп, позволяет автоматически включать фару, соответствующую направлению движения электровоза (дальний свет, ближний и дежурный красный).

Для устранения нарушения п. 4.11.11 НАОП 1.1.30— 7.01.—82. ЧАО  ПКФ “Амплитуда” разработан концевой выключатель, использование которого дает возможность добиться отключения двигателей при выходе машиниста из кабины. Применение звукового двухтонального сигнализатора СЗЭВ для подачи предварительного звукового сигнала с электровозов, имеющего высокий уровень звукового давления, увеличивает расстояние, на котором сигнал слышен отчетливо, особенно когда рядом работают другие машины и механизмы, устраняя нарушение п. 4.1.17 НАОП 1.1.30—7.01.-82.

Необходимое условие стабильной работы скоростемера, импульсного преобразователя напряжения и звукового сигнализатора — взрывозащищенность и искробезопасность, которые достигаются путем заключения механизма в оболочку, выдерживающую давление взрыва внутри и исключающую его передачу в окружающую среду в соответствии с ГОСТ 22782.6-81.

Данные устройства, созданные в целях повышения безопасности электровозной откатки с учетом причин травматизма горнорабочих, позволяют в ходе капитального ремонта модернизировать аккумуляторные электровозы АМ8Д и 2АМ8Д при минимальных финансовых вложениях и добиться полного соответствия требованиям ГОСТ 12.2.112—86. Разработанные на ЧАО ПКФ “Амплитуда” технические устройства зарегистрированы в Госстандарте Украины, прошли приемочные испытания, разрешены к эксплуатации и рекомендованы к серийному использованию на рудничном транспорте.

Таким образом, средства, вложенные в оборудование при капитальном ремонте электровозов АМ8Д и 2АМ8Д, будут прямо пропорциональны снижению травматизма горнорабочих в условиях высокой напряженности работы электровозного транспорта, что в итоге повысит производительность труда и увеличит объем производства.



» все новости
 версия для печати