Публикации

Основные направления развития шахтного локомотивного транспорта

Уголь Украины №6 2006 стр. 30-31

В. Л. Дебелый, канд. техн. наук
(ГОАО “Трест “Донецкшахтостроймонтаж”)
Л.Л. Дебелый, инж.
(ЧАО ПКФ “Амплитуда”)
С.А. Мельников, инж.
(ДонНТУ)

Под землей и на поверхности шахт Украины эксплуатируется примерно 3400 аккумуляторных и контактных электровозов 20 типов, более 155 700 грузовых и пассажирских вагонеток 23 наименований, а также другое погрузочно-разгрузочное оборудование рельсового транспорта. Для его нормального функционирования нужны своевременные текущие и капитальные ремонты, внедрение совершенной техники и технологии транспорта, улучшение состояния шахтного рельсового пути. Так, ежегодно требуют замены свыше 400 шахтных электровозов и 1300 тяговых батарей. Наиболее критическое положение сложилось на локомотивном транспорте, осуществляющем свыше 80% общего объема перевозок, из-за отсутствия в необходимом количестве электродвигателей, контроллеров, аккумуляторных батарей и другого оборудования.

На большинстве шахт, особенно с крутыми пластами, где перевозка грузов выполняется в основном локомотивами на действующих горизонтах, в работе находится по oдному-два электровоза, которые, однако, из-за технического состояния могут обеспечивать один рейс (вместо работы в полную смену), затем их приходится направлять для подзарядки, вследствие чего сокращается срок службы батарей. Если учесть постоянные поломки контроллеров, автоматов, электродвигателей, ветхого подвижного состава, который часто сходит с рельсов, отсутствие обслуживающего персонала, то создается ситуация, когда уголь есть, а вывезти его не могут. К этому добавляются трудности доставки людей и вспомогательных грузов. Отметим, что в настоящее время вышел из строя парк взрывозащищенных электровозов АРВ7 (в Украине не производятся), предназначенных для работы в тупиковых выработках шахт, опасных по газу.

На шахтах Донбасса вследствие пучения почв наблюдается тенденция завышения профилей рельсового пути, что накладывает существенные ограничения на весовую норму и скорость движения подвижного состава. В соответствии с “Типовыми решениями по безопасной перевозке людей и грузов в выработках с уклоном от 0,005 до 0,05%о” электровозы требуется оборудовать колодочными тормозами, дополнительными средствами торможения (системы электромагнитных рельсовых, магнитных тормозов и др.), предусматривается и динамическое торможение. Поэтому при эксплуатации электровозов, не снабженных дополнительными средствами торможения, в выработках с уклонами пути от 0,021 до 0,03 % введено ограничение скорости до 2,5 м/с, при уклоне 0,031—0,04 % скорость должна быть снижена до 2 м/с, а весовая норма — до 80% по сравнению с расчетной, при уклоне 0,041 — 0,05% максимальная скорость не должна превышать 1 м/с, а весовая норма — 60% расчетной.

Указанные ограничения, обусловленные требованиями безопасности откатки грузов, необходимо соблюдать. Однако это ведет к уменьшению производительности труда на шахтном транспорте, а следовательно, к снижению угледобычи. Для успешного развития локомотивного транспорта и его элементов требуется объективный анализ современного уровня техники и прогнозная оценка направлений их конструктивного совершенствования.

В настоящее время на угольных шахтах страны сложилась непростая ситуация. Практически изношен парк локомотивов, средств на закупку новых нет. Чтобы частично восстановить подвижной состав, на ряде шахт и местных заводах угольного машиностроения организованы замена кузовов, ремонт полускатов и локомотивов. Такие работы связаны с трудностями и, как правило, не соответствуют требованиям нормативов из-за отсутствия технологической оснастки, оборудования для проверки качества выполняемых операций.

Использование тяговых расчетов при определении показателей работы рельсового транспорта, оценка технического уровня подвижного состава требуют достоверной информации об эксплуатационных параметрах локомотива. Однако регулярные эксплуатационные и послеремонтные испытания локомотивов не проводятся. Цель испытаний — экспериментальное (достоверное) определение тормозных, электромеханических, вибрационных характеристик, реального сцепления колес с рельсами и проверка соответствия их техническим условиям. Проведение таких испытаний позволит значительно сократить поставку некачественной продукции на шахты Украины. ЧАО ПКФ “Амплитуда” располагает оборудованием, позволяющим проводить комплекс испытаний локомотивного транспорта как нового, так и прошедшего капитальный ремонт.

Таким образом, основные направления развития шахтного локомотивного транспорта Украины на данном этапе следующие: повышение технического уровня шахтных локомотивов за счет применения энергосберегающей бесконтактной транзисторно-импульсной системы управления тяговыми двигателями. Эта система позволяет достичь торможения без блокировки колесных пар, что способствует безопасности эксплуатации, а в рейсовом режиме дает возможность рационально использовать энергию аккумуляторной батареи.



» все новости
 версия для печати