Без прошлого нет будущего

В  тех местах, где раньше был слышен только степной ветер, теперь было слышно всё, кроме него. Шум становился многослойным, к нему добавлялись все новые и новые звуки и голоса. Слышите? Этот всеобщий гул снова разрезает новый для каждого местного жителя звук –  стучат колеса первого донецкого поезда. В 1872 году вступила в строй Константиновская железная дорога со станциями: Петровская (сейчас — Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк); от Юзово до металлургического завода проложена ветка протяженностью 10 верст — это был первый в Донбассе подъездной путь, Рудничная (Рутченково), Еленовка.

К 1917 году количество жителей возросло до 70 тысяч, и  вместе с колёсами поездов до нас докатился судьбоносный звук – уверенный удар государственной печати – появляется газета «Известие» (в настоящее время «Донбасс»). Тем для освещения новоиспеченным журналистам хватало. В это время власть в Юзовке, как и в стране в целом, менялась чуть ли не каждый месяц. Нелегкое испытание для только что родившегося на свет города. Возможно, если бы жизнеспособность Юзовки зависела от власти - этого населенного пункта уже бы не было на карте. Но жизненная сила нашего города – в недрах земли, сама природа судила ему сбыться. Когда шум исторических событий затухал, было все так же слышно ржание коней и песни коногонов  под землей. Работа в шахтах продолжалась при любых условиях, отрасль шахтостроения развивалась. 

Существенным достижением отечественного шахтостроения явилась проектировка одной из первых крупнейших шахт Донецка и всего бассейна, построенная по проектам советских специалистов — Рутченковская № 17-17-бис (1927—1932 годы), отличавшаяся высоким для того времени уровнем механизации технологических процессов и рядом других прогрессивных решений. Ржание лошадей под землей сменилось рокотом подземных комбайнов и шахтных электровозов. Подобно Рутченковской сооружены другие новые шахты — Буденновская № 6 (1931 год), Евдокиевка № 16/17 (1932 год) и другие. В первой пятилетке (1929—1933) появились также шахты № 5-бис «Трудовская», № 11-бис «Смолянка», № 2-7 «Лидиевка». К концу 1920-х годов в городе Сталино было 5 рудников, объединяющих 19 угольных шахт.

1..2..3..4..5..6..7

 

 версия для печати